Советские ностальгические добродетели

В 1922 году на карте мира появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик (СССР, Советский Союз). Молодое государство быстро крепло и развивалось, добиваясь впечатляющих успехов, добиваясь впечатляющих успехов, как на внутренней, так и на международной арене. С каждым новым свершением в стране появлялись новые герои - политики, дипломаты, космонавты, летчики, военные, а также деятели науки и искусства. Советский народ - новая историческая общность людей - стремился подражать своим героям, реальным и вымышленным, восхищался их человеческими качествами и изучал черты их характера.

Победив в войне гитлеровскую Германию и разобравшись с внутренними врагами, Советский Союз приступил к строительству коммунизма. Все жители страны за исключением диссидентов и отщепенцев автоматически стали строителями коммунизма, которым, чтобы не сбиться с курса, нужен был моральный компас. Этим компасом стал моральный кодекс строителя коммунизма, вошедший в текст Третьей Программы КПСС, принятой XXII съездом партии в 1961 году (история его написания приведена в статье Википедии).

Строительство коммунистического общества – это сверхзадача, которую на себя взвалило советское государство. Работа по кардинальной реорганизации общественного строя посильна только социуму, состоящему из высокоморальных волевых личностей. Советский человек – это не был показательный миф для других государств. Таких людей действительно воспитывали в обществе, и они не только смотрели с плакатов и киноэкранов, но и реально жили и трудились по всей стране. Хотя воспитание людей, способных построить коммунистическое будущее, с самого начала существования СССР опиралось на моральные добродетели, которые интуитивно культивировались у советского народа, именно принятие морального кодекса позволило формально оценивать поведение людей, чтобы понять, «наш» это человек, или «не наш».

Эпоха СССР вызывает трепетную ностальгию не только у большого числа живших в ту пору людей, но и у молодежи, которая с реалиями тех времен знакома только понаслышке. И это несмотря на развернутый фронт негативной пропаганды, призванной очернить всё, что хоть как-то связано с Советским Союзом. Непреходящая ностальгия связана не столько с самим государством и социалистическим строем, сколько с образом счастливого советского человека, способного бросать вызов непреодолимым трудностям, кристально честного перед собой и обществом, не унывающего в сложнейших ситуациях и способного построить лучшее будущее для всего человечества.

Добродетели

Мнение

Персонажи в [советских] детских книгах обычно демонстрировали шесть основных добродетелей: коллективизм, дисциплина, трудолюбие, патриотизм, пролетарский интернационализм и атеизм. Из них коллективизм являлся фундаментальной советской добродетелью и главной особенностью всех классических произведений советского периода. Служение и подчинение своих интересов интересам большинства являлось отличительной чертой позитивного героя социалистического реализма. Вся система образования была организована так, чтобы прививать такое социально приемлемое поведение каждому последующему поколению, и литература являлась основным инструментом этого процесса.

Часто цитируемый пример поведения, сознательно прививаемого литературой — это тимуровское движение, вдохновленное классическим героем социалистического реализма Тимуром из книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», впервые опубликованной в 1940 году.

<...> Одна из центральных тем книги — поляризованный конфликт между Тимуром и Квакиным: созидатель против разрушителя, настоящий гражданин против анархиста. Тимур и его команда совершали добрые поступки и защищали семьи солдат, которые служили в Красной гвардии.

<...> Чтобы Тимур и его команда казались особенно добродетельными, соперничающая банда [Квакина] описана в диаметрально противоположных терминах и являла собой полную противоположность образу настоящего пионера. Кроме того, отряд Тимура наказывал тех, кто совершал антиобщественные поступки, такие как кража яблок из садов и запугивание других детей. Хотя тимуровцы и испытывали трудности (которые им всегда удавалось преодолеть), эти персонажи были очень статичны. Их можно сравнить с персонажи западных комиксов. В этих персонажах не было глубины, они не должны были сомневаться, задавать вопросы или испытывать какой-либо внутренний конфликт. Развитие можно было проследить только в образах Квакина и его друзей, которые постепенно меняли своё поведение в лучшую сторону.

Герои и героини в советской детской литературе 1980-х | Джудит Кэмпбелл

Что почитать

Аркадий Гайдар / Тимур и его команда
Самая известная повесть советского детского писателя, военного корреспондента, журналиста и киносценариста Аркадия Петровича Гайдара, написанная для детей среднего школьного возраста. По повести, на которой выросло несколько поколений советских детей, в 1976 году был снят одноимённый двухсерийный художественный телефильм.
Борис Васильев / Завтра была война
Советский фильм «Завтра была война», дипломная работа выпускника ВГИКа Юрия Кары, снятый в 1987 году по одноимённой повести Бориса Васильева, получил главные призы на международных кинофестивалях в Германии, Испании, Польше и Франции. Автор сценария Борис Васильев, режиссёр Юрий Кара, а также актёры Нина Русланова и Сергей Никоненко были удостоены золотой медали имени Александра Довженко.
Трансформируемое предприятие

Общие правила

Работайте пусть немного, но каждый день, чтобы добродетели стали "привычками сердца".

Не стремитесь к абсолютному совершенству.

Никогда не сдавайтесь - помните: даже у великих случаются неудачи.

Доверяйте своей интуиции.

Избегайте крайностей. Стремитесь к золотой середине между недостатком и избытком добродетели.

Получайте удовольствие; работайте над выбранной программой с юмором и оптимизмом.



Триолет

Мой папа не любил овал:
Меня он ставил только в угол,
Но мне овал был лучшим другом,
И из угла я шёл в овал.
Чем плох овал? Спросил я Гугл,
Гугл-ясень этого не знал.
Мой папа не любил овал:
Меня он ставил только в угол.

The superior man thinks always of virtue; the common man thinks of comfort. Confucius
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •